Сирень не зацветет, если не вспомнит, зачем ей цвести
Вот тебе два куска из книги "Искусство быть счастливым", это беседы американского психотерапевта Ховарда К. Катлера с Далай-Ламой. Может, будет полезно.
ЧЕСТНОСТЬ КАК ПРОТИВОЯДИЕ ПРОТИВ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ ИЛИ РАЗДУТОГО САМОМНЕНИЯ читать дальше В западной психотерапии как завышенная, так и заниженная самооценка рассматриваются как искажения самовосприятия, корни которых закладываются еще в детском возрасте. Многие теоретики считают недооценку и переоценку себя сторонами одной монеты, определяя переоценку себя, например, как бессознательную защитную реакцию на подсознательную неуверенность и негативные чувства по отношению к самому себе.
Человек развивает представление о себе на основе прямых и косвенных данных о себе, получаемых в детстве от родителей, поэтому неправильное поведение последних приводит к искажениям в самовосприятии ребенка, а затем и взрослого.
— Ранее, — заметил я, — вы упомянули, что один из способов преодолеть свое высокомерие или гордыню — если человек хочет это сделать — заключается в размышлении о страдании, его видах и проявлениях. Существуют ли какие-нибудь другие техники подавления гордыни?
— Один из способов заключается в размышлении об огромном множестве областей, в которых вы абсолютно невежественны. В современной системе образования существует множество учебных дисциплин. Подумайте о том, насколько узок круг ваших знаний, и это поможет вам справиться со своей гордыней.Вы знаете, мы долго говорили о развитии здоровой уверенности в себе... Мне кажется, что существует тесная связь между искренностью и уверенностью в себе.
— Вы имеете в виду искренность по отношению к самому себе или другим людям?
— И то, и другое, — ответил он. — Чем вы искреннее, чем открытее, тем меньше в вас страха, так как вам нечего скрывать от окружающих. Поэтому, как я думаю, чем человек искреннее, тем он увереннее в себе...
Сейчас я иногда ощущаю неуверенность в себе в делах, которые касаются отношений с Китаем. Но в этих случаях я обычно советуюсь с различными официальными и неофициальными лицами. Я очень часто интересуюсь мнением своих друзей. В результате почти все решения, которые я принимаю, оказываются хорошо взвешенными и продуманными, поэтому я никогда о них не сожалею, и это положительно влияет на мою уверенность в себе.
Бесстрашие и честная самооценка — мощное оружие против нерешительности и неуверенности в себе. Убежденность Далай-ламы в том, что искренность является противоядием против негативных состояний ума, подтверждается результатами многих недавних научных исследований, показывающих, что те, кто оценивают себя реалистично и объективно, гораздо более счастливы и уверены в себе, чем те, кто оценивают себя плохо или неточно.
За годы нашего знакомства с Далай-ламой я неоднократно убеждался в справедливости того, что уверенность в себе основывается на честности и объективности в оценке своих возможностей. Я был очень удивлен, когда впервые услышал, как он говорит "Я не знаю" в ответ на какой-то вопрос из зала перед огромной аудиторией. В отличие от различных академических и других светил, часто выступающих публично, он признавался в своем незнании без тени смущения, без оговорок и без напыщенности.
НАШ ПОТЕНЦИАЛ КАК ПРОТИВОЯДИЕ ПРОТИВ НЕНАВИСТИ К СЕБЕ читать дальше Во время одной из своих поездок в Индию, за два года до приезда Далай-ламы в Аризону, я встретился с ним в его доме в Дхарамсале. Далай-лама принял меня вечером, сразу же после одной из его встреч с учеными. К концу нашего разговора он сказал:
— Недавно мы затронули тему, которую я считаю очень интересной, — концепцию ненависти к себе. Вам известно это явление?
— Конечно. Многие мои пациенты страдают от этого расстройства.
— Когда эти ученые впервые упомянули об этом явлении, я вначале не был уверен, что понимаю его верно, — он засмеялся. — Я думал: "Конечно же, мы любим себя! Как можно себя ненавидеть?" Хотя я считал, что в общих чертах знаком с человеческой психологией, идея ненависти к себе была для меня совершенно новой. Причина, по которой она показалась мне совершенно невероятной, заключалась в том, что буддисты изо всех сил стараются избежать сосредоточенности на себе, эгоистичных мыслей и мотивов. С этой точки зрения мы слишком себя любим и лелеем. Поэтому возможность нелюбви и даже ненависти к себе казалась мне совершенно невероятной. Вы, как психиатр, можете объяснить мне сущность этой концепции?
Я кратко описал ему психологическую подоплеку ненависти к себе, объяснил, как формируется наше самовосприятие в процессе воспитания и общения с родителями, какие факторы влияют на него отрицательно и вызывают развитие ненависти к себе — например, невозможность соответствовать идеалу, — и описал, каким образом эта ненависть может усиливаться под влиянием культурных факторов. Психолог Карл Роджерс сказал: "Большинство людей ненавидят себя, считают себя бесполезными и недостойными любви". Реакция Далай-ламы, которая удивила меня не меньше, чем его — концепция ненависти к себе, сама по себе очень значительна и полезна.
В его реакции существуют два момента, которые заслуживают изучения.
Первый заключается в том, что ему незнакомо явление ненависти к себе. Утверждение, что ненависть к себе является широко распространенной человеческой проблемой, наталкивает на мысль о том, что она является естественным элементом человеческой психологии. Но тот факт, что она практически незнакома целым культурам, например тибетской, говорит о том, что это негативное ментальное состояние, не является неотъемлемой частью человеческого ума, как и другие рассмотренные нами негативные состояния. Она не является врожденной и неизбежной. От нее можно избавиться. Понимание этого способно ослабить ненависть к себе и придать нам сил в борьбе с ней.
Вторым важным моментом первоначальной реакции Далай-ламы были его слова: "Ненавидеть себя? Но ведь мы любим себя!"
Тем из нас, кто страдает от ненависти к себе или знаком с этим явлением не понаслышке, подобная реакция на первый взгляд может показаться невероятно наивной. Однако если вдуматься, в этом ответе содержится глубокая истина. Любви трудно дать определение, так как у нее их множество. Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Нет никакого сомнения в том, что в глубине своего сердца каждый из нас хочет быть счастливым. Таким образом, если любовь — это подлинное желание счастья для кого-либо, каждый из нас, по определению, любит себя, так как каждый из нас искренне желает себе счастья. В своей клинической практике я иногда сталкивался с крайними формами ненависти к себе, случаями, когда пациент постоянно думает о самоубийстве. Но даже в этих случаях желание умереть основано на его желании (каким бы искаженным и ошибочным оно ни было) избавить себя от страданий.
Поэтому, возможно, Далай-лама не так уж далек от истины в своем убеждении относительно естественности любви к себе. Эта его идея может быть использована в качестве мощного средства от ненависти к себе: мы можем подавлять последнюю, постоянно напоминая себе о том, что какими бы отвратительными мы себе ни казались, в глубине души все мы хотим быть счастливыми, а это — самая истинная, самая глубокая разновидность любви.
В один из последующих визитов в Дхарамсалу в очередной беседе с Далай-ламой я вернулся к теме ненависти к себе. К тому времени он уже освоился с этим явлением и разрабатывал методы борьбы с ним.
— С буддийской точки зрения, — объяснил он. — состояние депрессии, отчаяние являются крайностями, которые препятствуют достижению целей. Ненависть к себе — еще худшая крайность, чем отчаяние, и гораздо более опасная. Для буддистов противоядием от ненависти к себе может быть размышление о том, что все живые существа обладают природой Будды — потенциалом для достижения совершенства, абсолютного Просветления — независимо от того, в каких обстоятельствах они находятся. Поэтому буддисты, страдающие от ненависти к себе, должны избегать размышлений о неизбежности страданий или несовершенстве бытия, а больше сосредоточиться на положительных аспектах их существования — например, неограниченности заложенного в них потенциала. Это поможет им обрести ощущение собственной ценности и уверенность в себе.
Отстаивая, как обычно, интересы небуддистов, я спросил:
— А что делать тому, кто никогда не слышал о природе Будды или не является буддистом?
— Главное, что я могу посоветовать этим людям, — задумайтесь о том, какое счастье обладать таким совершенным инструментом, как человеческий разум. Кроме того — и в этом нет никакого сомнения — все люди наделены способностью выбирать направление своего развития. Таким образом, если постоянно напоминать себе об этом потенциале, постепенно эта мысль станет частью вашего мировоззрения и отношения к людям и самим себе, что поможет вам избавиться от отчаяния, ощущения беспомощности и ненависти к себе.
Далай-лама замолчал на мгновение, затем продолжил — и эти его слова показали, что он все еще находится в активном поиске, ни на минуту не прекращает свое развитие:
— Я считаю, что здесь будет уместной параллель с лечением физических заболеваний. Пытаясь излечить человека от какой-то болезни, врачи не просто дают ему определенные антибиотики от этой болезни, они вначале выясняют, позволяет ли физическое состояние больного давать ему эти антибиотики. Для этого они следят, чтобы человек хорошо питался, дают ему витамины, чтобы укрепить его организм. В результате у человека появляется потенциал, необходимый для избавления от болезни с помощью применения лекарств. Подобным образом, осознание ценности человеческого разума и способности делать выбор является потенциалом, внутренней силой, позволяющей нам справляться с любыми проблемами и ситуациями, не впадая в отчаяние и ненависть к себе.
Напоминание себе о прекрасных качествах, общих для всех людей, нейтрализует импульсы негативного самовосприятия. Для многих тибетцев это — ежедневная медитативная практика. Наверное, именно поэтому они не знают, что такое ненависть к себе.
ЧЕСТНОСТЬ КАК ПРОТИВОЯДИЕ ПРОТИВ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ ИЛИ РАЗДУТОГО САМОМНЕНИЯ
читать дальше
НАШ ПОТЕНЦИАЛ КАК ПРОТИВОЯДИЕ ПРОТИВ НЕНАВИСТИ К СЕБЕ
читать дальше